карта сайта Жуковская ГКБ

Проблемные вопросы и приоритеты современной молодежной политики

Молодёжь, «это - особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Согласно версии из Википедии, проверенной 6 сентября 2013, молодёжь, «это - особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума». В нашей стране в последние годы стало встречаться следующее определение: «молодежь представляет собой ближайший интеллектуальный, производственный и репродуктивный потенциал общества, и от уровня здоровья современных юношей и девушек зависит здоровье последующих поколений россиян, устойчивость экономического развития и национальная безопасность государства».

Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи - 13-15 лет, средняя - 16-24, высшая - 25-36 лет. К категории «молодежь» большинство исследователей относят людей в возрасте 16-25 лет. В соответствии с Правилами различных Международных федераций спорта введены приводятся другие возрастные категории:

В последние годы проблема сохранения здоровья населения страны стоит наиболее остро, в связи с чем возрастает значение профилактической медицины и профилактической стратегии в охране здоровья населения, приоритетного направления классической отечественной медицины. Профилактическая стратегия сохраняет свою актуальность и в настоящее время (Щепин О.П. и соавт., 1999; Лисицын Ю.П., 1996, 1998; Зайцев В.П., 1998, Баранов А.А, 1999; О.В. Гринина, 1997, Величковский Б.Т., 2003; Стародубов В.И., Соболева Н.П., Лукашев А.М., 2003 и др.).

При этом наибольшее беспокойство вызывают неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья молодежи, как наиболее социально уязвимой группы населения (Щепин О.П. и соавт.,1999; Лисицын Ю.П., 1996, 1998; Баранов А.А, 1999; О.В. Гринина, 1997, и др.). В России подростковым считается возраст 15-17 лет. В соответствии с конвенцией ООН о правах ребенка в России в 2002 году завершена работа по переводу детей до 18 лет на медицинское обслуживание педиатрической сетью.

Заболеваемость молодых людей за последние восемь лет возросла почти вдвое. Так, к юношескому возрасту здоровыми оказываются 35%, а к 21 году - только 15% (Косякова Н.И., 1997). У 80% юношей призывного возраста отмечены физические и/или психические отклонения. Проблема сохранения и укрепления здоровья молодежи имеет большое медико-социальное значение и определяется неблагоприятной сложившейся демографической ситуацией в России и выраженными тенденциями к росту заболеваемости лиц молодого возраста. Актуальность проблемы здоровья молодежи значительно возросла в связи с дефицитом рабочих рук, который наблюдается практически на всей территории страны и в различных секторах экономики. В последние годы в России принимаются правительственные решения, направленные на восстановление системы профессионально-технического образования для подготовки кадров по тем профессиям, которые нужны на рынке труда. Во многих регионах приняты конкретные программы по развитию начального и среднего профессионального образования. В их числе регионы, имеющие многолетний опыт работы в этом направлении - Самарская, Саратовская и Томская области, республики Татарстан, Карелия и другие.

Усугубила эту ситуация сложная социально - экономическая и экологическая обстановка в России и в ее регионах, связанная с социально-экономическими реформами в стране и ее последствиями. Важно и то, что «Здоровье» в стране продолжает трактоваться как отсутствие заболеваний и физических увечий, в то время как по определению ВОЗ: это - состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. За многие годы у большинства населения России сформировалось пассивное отношение к своему здоровью и вера в то, что ответственность за здоровье каждого человека в полной мере несут государство и врачи (Орлова Г.Г., 2002-2005, Рожкова Л.В., 2003).

На здоровье учащейся молодежи отражается и современное состояние здравоохранения. Невиданное в России социальное расслоение общества, рост числа малообеспеченных и бедных семей отразился на доступности медицинской помощи и, в первую очередь, доступности медицинской профилактики. С 2005 года масштабы снижения распространения бедности в стране стали снижаться, однако при исчислении уровня бедности по денежным доходам населения темп снижения невелик, особенно среди сельского населения. В наименее обеспеченных сельских домохозяйствах отмечается абсолютный дефицит продуктов питания и резкая несбалансированность его. В них даже потребление хлеба и картофеля значительно отстает от норм законодательно установленной минимальной потребительской корзины, что ведет к физическому истощению детей и подростков, болезням, умственной отсталости, ухудшению репродуктивного здоровья. Эта ситуация особенно опасна в связи с особенностями структуры сельского населения в возрасте моложе трудоспособного( Извлечения из табл. 1.1.3. Ежегодного доклада Центра всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села, 2007)

Наиболее неблагоприятные показатели более выражены у подростков и молодежи, обучающихся в средних (СУЗ) и средних специальных учебных эаведениях(ССУЗ), начальных (НПО) и средних профессиональных (СПО) учреждениях(Орлова Г.Г. , Шеметова Г.Н., Журавлева Т.А., Герасименко и др.,1989-2006, Коровина И.В.,2005). Эти молодые люди составляют ближайший трудовой потенциал общества, и негативные показатели их здоровья показывают, что в ближайшие годы сформировать здоровые трудовые резервы будет крайне сложно. В связи с этим возрастает необходимость разработки комплексных профилактических технологий, организационных решений и программ сохранения здоровья учащейся молодежи.

Многие десятилетия учреждения профессионального образования выполняли заказ на подготовку профессиональных кадров для разных видов экономики, промышленности и сельского хозяйства, в том числе нередко готовили рабочих высоких разрядов, востребованных и высокооплачиваемых. Одновременно учреждения профтехобразования (ПУ) неформально выполняли и многогранную деятельность по социальной адаптации и социальной защите подростков из неполных и неблагополучных семей (стипендии, проживание в общежитиях, питание). Большое внимание в них уделялось физической подготовке и спорту, художественной самодеятельности. Во многих их них существовал неформальный профтехотбор. Опыт организации целевых профилактических осмотров в самих ПУ с последующим проведением оздоровительных и лечебных мероприятий показал, что такая работа приносит положительные результаты, востребована и учащимися, и сотрудниками училищ. По годовым итогам с руководством училищ проводились встречи, где основное внимание работников образования обращалось на неблагоприятные учебно-производственных условия, нарушения режимов обучения и питания. Активными помощниками в организации профилактической работы с учащимися ПУ были воспитатели групп, которые знали особенности каждого подростка, его наклонности и вредные привычки.

На здоровье этой когорты учащейся молодежи отражается и современное состояние учреждений Профессионального Образования. За последние годы в системе профессионального образования произошли существенные негативные процессы, приведшие к сокращению их числа, неудовлетворительному состоянию материально-технической базы, существенному изменению профиля профессиональной подготовки, к снижению объёмов подготовки рабочих кадров. Несмотря на возросшую потребность в последние годы в кадрах начального и среднего звена профессионального образования, происходит снижение приема и выпуска, что значительно усиливает диспропорцию выпускников разных уровней. Так вместо 56-61 % кадрах начального образования, доля их составляет 20- 25%.

Снижение приема часто объясняют демографическими причинами: спадом рождаемости в 1988-1991 гг. Такая политика значительно отразится на социальной функции этих учреждений, в связи со спецификой традиционной социальной структуры учреждений НПО. Из 21 тыс. обучающихся: 6254 чел. - из малообеспеченных, 5508 чел. - неполных семей, 1844 чел. - из многодетных семей, 1726 чел. - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 1022 человека - находятся в социально-опасном положении. В сумме это 78% от общего контингента (Из социального паспорта учреждений профессионального обучения Саратовской области).Этот факт диктует необходимость активной и целенапрвленной социальная работа с молодежью.

Рекомендуемая литература

Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.; СПб., 1999.

Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998.

Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2002.

Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива (Вопросы теории). М., 1989.

Основы социальной работы: Учеб. пособие / Под. ред. Н. Ф. Басова. 2-е изд., испр. М., 2005.

автор: Г. Г. Орлова, А.Н. Злобин

дата публикации: 17.01.2014