Борис Пугачев: «Мне в жизни повезло»

Он - хирург от бога, так говорят о нем окружающие. А больные поясняют: «Очень человечный и профессиональный. И спасает, и советует, и заведует»
Знакомьтесь: Борис Борисович Пугачев, заведующий 1-м хирургическим отделением городской клинической больницы, депутат Совета депутатов г. Жуковского от 5-го избирательного округа, член комиссии по вопросам здравоохранения, спорта и социальной политики.
- Борис Борисович, какие проблемы вам удается решать в Совете депутатов?
- В городском собрании я работаю второй созыв. В нынешнем - вхожу в комиссию, в компетенции которой вопросы и молодежной политики, и спорта, и здравоохранения. В основном, это приобретение аппаратуры, инструментария, оборудования. К примеру, на днях поднимался вопрос обеспечения медикаментами льготной категории граждан. Депутатство - общественная нагрузка, которая забирает достаточное количество времени. Мы общаемся с разными людьми. Вопросы разные, ответы тоже. И они не всегда всех устраивают. Всегда находятся люди, которым что-то не нравится. Как, впрочем, и в любой другой деятельности, затрагивающей интересы большого количества граждан…
- Как отразилась модернизация больницы на вашем отделении?
- Для начала сделан ремонт, и больные говорят, что им здесь приятно находиться. Модернизации включает замену оборудования. Составлена заявка до 2015 года на новое оборудование взамен устаревшего, износившегося - и операционные столы, и хирургические стойки, и коагуляторы, аппараты для ультразвуковой диагностики. Но это только начало. Модернизация продолжается.
- Ваше отделение испытывает дефицит кадров?
- Да, конечно. К примеру, пять дней у нас в отделении не было ни одной санитарки. Все уволились - не выдержали нагрузку. Сейчас наконец-то пришла одна санитарка, которая обслуживает весь этаж и получает за свою работу 12 тысяч рублей…
Мы, кстати, испытываем и дефицит медсестер, которые, заканчивая колледж, предпочитают трудоустраиваться в Москве, где зарплаты в разы больше. Те же, кто остается, просто достойны уважения. Работа у нас очень сложная - 1200 операций за год (практически по четыре операции каждый день).
Но, к сожалению, кадровую проблему я решить не могу. Она решается на уровне государства увеличением зарплаты или предоставлением жилья.
- С какими болезнями к вам попадают пациенты?
- Перечисление займет часа полтора. Это и язвенные болезни желудка, и раки желудка, толстой кишки, поджелудочной железы, желчнокаменная болезнь, всевозможные грыжи с сетками и без сеток, экстренная хирургия - ножевые и огнестрельные ранения, разрывы органов - селезенок, почек. Между прочим, если речь идет о брюшной полости, делаем малоинвазивные операции (через проколы под контролем ультразвука и рентгена). А в общем, диапазон заболеваний очень большой, начиная от доброкачественных образований на коже.
- Говорят, что самая безобидная операция - это аппендицит. А вот, к примеру, рак желудка - оперируй не оперируй, это уже приговор…
- Легких операций не бывает. Умирают и от аппендицита, и отхолецистита, от простых, казалось бы, операций. Иногда удаление занозы может закончиться ампутацией руки.
Рак - не приговор. Это диагноз, как и в случае других болезней. Печально, когда больные сами себе выносят приговор. А случается это только по незнанию.
У меня есть пациентка, которую я оперировал 25 лет назад по поводу рака желудка, до сих пор приходит, здоровается. Она вовремя обратилась. Надо приходить к врачу не за три часа до смерти, а за три года до болезни. В этом вся проблема, которая во многом обусловлена кадровым дефицитом. В поликлиниках не хватает врачей, которые могли бы вдумчиво разговаривать с больными, и на прием отводится всего лишь пять минут. К нам часто попадают больные с запущенной формой. Надо прислушиваться к своим ощущениям, и если вдруг появились слабость, черный стул, тошнота, рвота, лучше пойти к доктору. Не надо тянуть до последнего. Очень много больных живет после резекции желудка. У меня по поводу рака желудка оперируется порядка 50-60 человек в год. Но зачастую люди приходят, когда операцию делать уже поздно, спустя полтора-два года, как заболели.
- Как вы относитесь к лечебному голоданию, сыроедению, диетам, постам?
- Никак. Это не моя епархия. Если человек хочет голодать, пусть голодает. К нам попадают люди и после сыроедения и после голодания и после того, как после поста начинают разговляться. Обостряются холециститы, панкреатиты, язвы и прочие «болячки». Неделя, а то и две после Пасхи у нас боевые. Мы даже заказываем на неделю после Пасхи специфические медикаменты.
- Скажите, врачом-хирургом вы стали потому, что ваша мама была медиком?
- Можно сказать, что так. Поступил в институт, шесть лет занимался травматологией и параллельно хирургией. В хирургии мне повезло с наставниками, поэтому здесь и остался. Мне всегда везло с наставниками, начиная с первого курса института.
- Известно, что хирурги, в среднем, живут лет по 60-65, это одна из самых вредных профессий. Не было ли желания ее поменять?
- Нет, даже в 90-ые годы. Если бы меня что-то не устраивало, я бы давно ушел.
- Что вам больше всего не нравится в вашей работе?
- Хамство, с которым часто приходится сталкиваться. Пьяные пациенты в приемном покое обижают и средний медперсонал, и врачей. К нам попадают все: и бомжи, и руководящий состав. Любопытно, но «крутые» и богатые, как правило, ведут себя вежливее остальных.
- У вас в перевязочной сплошной поток пациентов. Наверное, непросто выдержать такую нагрузку. Как вы снимаете напряжение?
- Я веду довольно активный образ жизни. Занимаюсь трофи-рейдом (преодолением бездорожья на внедорожниках), летаю на самолете, в феврале сам поднялся наверх на Як-52 и сделал несколько фигур высшего пилотажа (бочку, фиксированную бочку, петлю Нестерова), летаю на парапланах, больше 30 лет стою на горных лыжах, занимаюсь водным, горным туризмом, прошел все горы, которые есть в бывшем Советском Союзе - Средняя Азия, Большой Кавказ, Малый Кавказ, Грузия, Сванетия, Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и т.д. Мы вместе с женой занимались альпинизмом, а сейчас всей семьей встали на горные лыжи.
- А что вы считаете своим наивысшим жизненным достижением?
- Это мои ученики, которые стали очень неплохими хирургами. Среди них Владимир Андреевич Никольский, заведующий отделением сердечно-сосудистой хирургии, он мой ученик со второго курса, Евгений Николаевич Добромыслов, заместитель главного врача по хирургии, Сергей Викторович Антипенков. Горжусь и своим сыном - Алексей Борисович Пугачев, подающий надежды хирург. Он работает у меня в отделении. Что касается личной жизни, у меня прекрасная семья дети, внучка, великолепная жена. Мне в жизни повезло.
ДОСЬЕ «ГСН»: Борис Борисович Пугачев родился 17 июля 1962 в поселке Томилино Люберецкого района. Мама работает медсестрой на «Скорой помощи», отец - инженер. В 1985 году окончил 1-й Московский медицинский институт им. Н.А. Сеченова. В больнице работает с 1979 сначала санитаром приемного покоя, затем фельдшером «Скорой помощи», врачом-хирургом и заведующим отделения. Хирург высшей категории.
Женат, двое детей, внучка. Сын проходит интернатуру в 1-ом хирургическом отделении ГКБ Жуковского, дочь - юрист.
источник: Елена ГЛЕБОВА, Городская служба новостей
дата публикации: 03.06.2013